Инициатива выдвижения Биокосмологии (нео-Аристотелизма) имеет значительную связь с научным достижениями Питирима А. Сорокина, который в своих трудах (главным образом, в четырехтомной «Социальной и культурной динамике», 1937–1941 гг.) сделал революционное (по сути «Коперниковского переворота») открытие – социокультурный мир (в силу природных законов), является по сущности динамическим (изменчивым) и Триадическим (состоящим из Трех естественных типов социокультурных суперсистем, сокращенно – Т-СКСС). Каждый их Трех Т-СКСС (по сути, двух полярных Типов, и третьего промежуточного – Интегрального) - в своей целостной и всеохватывающей организации – является существенным образом автономным (реализующим собственный Тип космологии). Это означает, что каждый Тип сводится к собственным основополагающим принципам («ultimate principles», в выражении Сорокина), т.е. к собственной этиологии, гносеологии, методологии, антропологии, социокультурологии, эволюционной теории, цивилизационике и глобалистике, и т.д., таким образом формируя, в конечном итоге (на уровне современного знания), свою собственную Физику и Метафизику. Все три Т_СКСС (как Типы рациональности) являются вневременными, т.е. всегда одновременно активны, но динамичны и цикличны (с поочередным доминирующим влиянием) в своих взаимоотношениях. В теории Сорокина полярные T-СКСС именуются как «Чувственный» (данный тип управляется внешними стимулами) и «Идеациональный» (внутренними причинами); в то время как промежуточный тип определяется как «Интегральный» или «Идеальный» (он в равной мере использующего механизмы из обоих противоположных Типов рациональности). Краеугольным моментом в реализации Биокосмологической Инициативы является расширение сорокинской концепции Типов социокультурной организации (Т-СКСС) в более охватную (всеохватную) сферу и понятие ‘Типа космологии’; и, с этой позиции – осуществление Триадологического (космологического) построения современных знаний (с первичным обоснованием Трех Типов научной деятельности: Позитивистского, Органицистского, и Интегралистского). Благополучие мира (жизни на Земле) невозможно без этой естественной динамической (эволюционной) цикличности. В целом, научная деятельность Сорокина существенно характеризуется (особенно, что эта истина не стала очевидной для самого Сорокина) как современное проявление нео-Аристотелизма (Аристотелевского Натуралистского Органицизма как Типа знания – представленного в настоящее время Биокосмологией). В исполнении БКА, Триадологический подход к научному исследованию мира (космоса, или Космоса) делает акцент на полюсе научного Органицизма (телеологического Натурализма), впервые рационально (для научных исследований, и, до сих пор, в наиболее полной форме) представленный в великой Аристотелевской научной (супер)системе знаний (которая, кстати, служит основой и несущими конструкциями всего здания современной науки; и где философия и наука исследуют один и тот же в реальный мир и не разделены друг от друга). Современная Биокосмология относится именно к типу нео-Аристотелизма (научного Органицизма). Важный и принципиальный момент состоит в том, что научный (телеологический) натурализм и органицизм (что является главным основанием для будущего Интегралистского развития) получил свое высшее развитие как раз в русской культурной традиции. В этом подходе, однако, первичной задачей является преодоление существующей «космологической недостаточности», которая заключается в неправильной интерпретации истинного (научного Органицизма) значения Аристотелевского типа научной деятельности (как научной, так и философской, которые не разделены в Аристотелизме, ибо имеют общие этиологические и методологические основания). Важно отметить, что в наше время глобальных кризисов – великий научный потенциал Аристотелизма как Типа познания (его Натуралистского космологического Органицизма и соответствующего типа научной деятельности) неотложно требуется для современного мирового научного сообщества. На самом деле, нынешние научные усилия (в нашем глобальном мире 21-го века) по-прежнему основаны на фундаментальных (этиологических, гносеологических, методологических, антропологических, и т.д.) принципах, которые были выдвинуты еще в 17-м веке, а позже стали общепризнанными – это очевидный глобальный парадокс! «Истина – дочь Времени, а не Авторитета», утверждал Фрэнсис Бэкон, в своей «Novum Organum» (1620). Естественным образом, 21-й век должен выдвинуть свои собственные основания науки (и философии). Тем не менее, однако, основания и содержание нашей современной (21-го века) научной деятельности полностью полагаются на основополагающие (и противоположные Аристотелевскому Натурализму) идеалистические принципы (установленные еще в 17 веке) – это Дуализм и Антропоцентризм (и их производный математический физикализм). Таким образом, в настоящее время, удаляя необходимый научный Органицизм Аристотеля и Сорокина (и его краеугольную «имманентную причинность») за рамки современных научных проблем и интереса – кризисы-конфликты-столкновения-войны становятся неизбежными (в условиях упорно продолжающейся неспособности культурных деятелей и ученых обнаруживать истинные (имманентные) реалистические причинные факторы мирового культурного развития). Пришло время, поэтому, чтобы сделать правильные – Реалистические (Натуралистские) – выводы и приступить к необходимым направлениям деятельности. Прежде всего, поэтому, мы должны признать, что значение Аристотелевского научного Органицизма утеряно для современной культурной повестки дня, и что потенциал современного (нео)Аристотелевского научного познания накоплен и сохраняется (в настоящее время) в интерьере Евразийских научных достижений (имеющих Интегралистскую и Органицистскую сущность), подчеркивая роль научной традиции (русского) космизма, органицизма, функционализма, циклизма, пульсационизма, и т.д.. Этот фундаментальный автономный (субстантивный) потенциал готов к использованию и развитию, в настоящее время, глобальной культурой (и мировым научным сообществом) – для реального строительства Интегралистской эпохи в мировом эволюционном развитии. Следует добавить, что мы (в БКА) утверждаем универсальную сущность Триадологического подхода. В самом деле, в дополнение к открытию Питиримом Сорокиным Триадологической сущности социокультурной реальности – с очевидной ясностью следует из биологии (например, в отношении к циркадианному биоритму), что во всех случаях мы имеем субстантивный Био-организм (самоподдерживающий свои гомеостатические показатели), и его автономные (в своей организации) полярные суточные циклы: (бесцельные) процессы Сна и (целенаправленную) деятельность в цикле Бодрствования. В свою очередь, из современной физики (электродинамики) мы знаем об универсальном (одновременном и необходимом) существовании трех типов зарядов: положительных, отрицательных и нулевых (как позитрон, электрон и нейтрон). Поэтому, важнейшая задача состоит в том, чтобы ввести в научную практику особую область исследований, которая занимается именно с (тремя) Типами всеохватывающей научной деятельности (в соответствии с тремя Т-СКСС-типами, открытыми и обоснованными Питиримом Сорокиным), таким образом охватывая области исследований от «основных принципов» (для данного Т-СКСС или типа космологии, имеющего собственный «тип рациональности») – до прикладных теорий и конкретных практических мероприятий в данной сфере. По этой причине, мы в БКА выдвинули (или, скорее вернулись к оригинальному значению) понятия «космологии», и его формы Биокосмологии. Наше значение «космологии» (как указано выше) близко к сорокинскому понятию Т-СКСС (Типа всеохватывающей СоциоКультурной СуперСистемы). Естественно, понятие «космологии» предназначено стать более широким – чтобы охватывать (в каждой из трех основных космологических сфер) весь спектр изучаемых естественных (космических) явлений и процессов (в первую очередь, онтогенез данного индивида). Естественно поэтому, что существует три «биокосмологии», и (нео)Аристотелевская Биокосмология является лишь одной из Трех типов, со своей автономной (Органицисткой) сферой (реальностью) и типом рациональности. В целом, в соответствии со своим первоначальным значением, понятие «космологии» означает всеохватывающую (всеобъемлющую) и автономную сферу научного познания (с собственной внутренней организацией, которая не определяется внешними силами). Иными словами, в нашем распоряжении сегодня имеется много видов «космологий», как «суперсистем» рационального (научного) знания, но всегда существует только Три универсальных Типа космологий (как всеохватывающих сфер знания), и мы должны, прежде всего, выделять «Тип» данного научного знания и познавательной активности. Например, в БКА выдвинуты понятия РеалКосмизм, АнтиКосмизм и АКосмизм, которые как раз и выражают Типы знания, т.е. что каждый из них имеет свой собственный тип этиологии, гносеологии, методологии, антропологии, социокультурологии, эволюционной теории, цивилизационики и глобалистики, и т.д., а, в результате – собственную Физику и Метафизику. Таким образом, каждый из Трех типов интегрирует (на основе присущих «первичных принципов») и охватывает все составляющие системы знания. Например, как утверждал Питирим Сорокин, «чувственная суперсистема (Sensate supersystem) состоит из чувственной науки, чувственной философии, своего рода чувственной религии, чувственных изобразительных искусств, чувственной этики, права, экономики и политики, наряду с преимущественно чувственными типами личности и социальных групп, образа жизни и социальных институтов». Точно так же, согласно Сорокину, Идеациональный и Интегральный типы суперсистем состоят соответственно из Идеациональных и Интегральных форм (систем) этих двух Типов социокультурной организации. В основном, каждый тип космологических исследований имеет дело с четырьмя основными вопросами: 1. Изучение Вселенной в ее целостности, таким образом выстраивая фундаментальное рациональное представление о мире в целом; 2. Определение в рациональном значении вопросов этиологии для существующего мира в целом – то есть вопросов об активных (движущих) причинах в мировом (космическом) целом; 3. Определение основных (универсальных) законов в отношении как Неорганических, так и Органических явлений и процессов (всех уровней жизни: биологических, социокультурных, АнтропоКосмистских); 4. Выяснение (в данном типе космологических исследований) место и роль индивидуальности в реализации современных космических эволюционных процессов. Что касается Биокосмологического (РеалКосмистского) типа знаний, который являет собой форму нео-Аристотелизма – его основными космологическими принципами являются: • Органицистская (Био)физика и (Био)метафизика равно основанных на фундаментальном значении принципа гилеморфизма); • Четырех-причинная этиология (с ведущим значением внутренних целедвижимых сил); • Интегральная гносеология (единства Эмпирического, Интуитивного и Рационально-Логического познания); • Функционалистская органическая; • био-социо-Космистская антропология; • универсализирующие Био-науки (всех классов: естественные, антропологические, общественные, формальные и прикладные науки, поскольку имеющих общие (Био)космологические основания), и которые в конечном итоге направлены (на) • Ноосферную – АнтропоКосмистскую – перспективу глобального социокультурного развития и коэволюции. |